Школьная служба примирения

Официальный сайт МКОУ СОШ № 1 имени А. С. Пушкина

 

Школьная служба примирения

 

Как мы появились?

Споры и конфликты – неизбежная составляющая человеческих взаимоотношений. Иногда конфликты удается решить мирно, а иногда они переходят в открытое противостояние. А школа – это не место для открытого противостояния. Мы хотим научить наших ребят тому, что любой конфликт на любой его стадии можно разрешить при помощи дипломатии. Более того, существует Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором говорится о необходимости создания школьных служб примирения. Поэтому в нашей школе такая служба создана и работает.

Что мы делаем?

Мы помогаем двум конфликтующим сторонам сесть за стол переговоров. Один из главных наших принципов – это принцип добровольного участия. Этот принцип помогает участникам примирительных программ чувствовать свою безопасность и ответственность.

Кому мы можем помочь?

Всем участникам образовательных отношений. Конфликт может возникнуть не только между учениками, но также между учеником и учителем, межу учителем и родителями, между родителями и администрацией и т.д. Мы готовы помочь всем!

Как это делается?

Возьмем в качестве примера самый обычный случай: мальчишки поссорились, а может даже подрались. А до этого могли быть лучшими друзьями. Но разногласия между людьми могут возникнуть в любое время, а дружба – не страховка от конфликтных ситуаций. И, казалось бы, помирились бы и дружили дальше. Но один другого чуть больнее ударил, другой сгоряча наговорил много неприятного и т.д. А первым пойти на примирение «гордость не позволяет». И конфликт в результате открытого столкновения себя не исчерпал. Напротив, он теперь может превратиться в длительную вражду. Вот тут и может помочь наша служба. Мы внимательно выслушиваем каждую сторону конфликта, стараемся понять чувства и желания обеих сторон и предлагаем провести примирительную встречу.

Очень важно для нас, чтобы нашу службу не путали с третейским судом. Мы не выносим решений и постановлений. Мы никого не осуждаем и не принимаем чью-либо сторону. Мы помогаем организовать диалог, в результате которого стороны конфликта могут принять самостоятельное решение.

Деятельность службы примирения определяется:

    Уставом МКОУ СОШ №1
    Приказом «О создании школьной службы примирения»
    Положением о школьной службы примирения
    Кодексом медиатора

Служба примирения включает в себя:

   учащихся 6-11 классов.
   руководителя службы: педагогического работника школы по приказу директора школы, обученного проведению примирительных программ;
   специалистов или педагогов школы, обученных проведению восстановительных программ.

Руководитель ШСП организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; на этапе становления ШСП и в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСП.

Учащиеся, участники ШСП, проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности.

Работа школьной службы примирения выстраивается следующим образом

Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Программа примирения

Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

1. «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:

2. «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба11, самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.

3. Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу. С этой целью составляется реабилитационная программа.

Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.

Нормативно-правовая база деятельности ШСП:

- Приказ об организации работы ШСП

- Приказ о создании

- Положение о ШСП

Ф.З N193-ФЗ от 27.07.2010 г. «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)»

Документы школьной службы примирения:

- Кодекс Медиатора

- форма журнала запроса на медиацию

- форма согласия на участие в ШСП

- форма договора конфликтующих сторон

- план работы ШСП на 2023-2024 учебный год

 

Обращайтесь в нашу службу! Мы обязательно вас выслушаем и постараемся помочь!

Донченко Наталья Александровна, педагог-психолог

Костырева Ольга Анатольевна, социальный педагог

Дата последнего обновления страницы 18.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения